Алена Ваккер: «Все зависит только от родителей. Мы для детей первые тьюторы и первые учителя»

Дети, которые приезжают в «Родник» на реабилитацию, вырастают на наших глазах. Игорю Кочурову уже 14, он приезжает в центр с восьми лет.


Подросток занимается по адаптированной программе в музыкальной студии при школе им. Знаменского, делает успехи по классу фортепиано. Свои первые упражнения отрабатывал именно в «Роднике».


По словам его мамы Алены Ваккер, в душе Игорь настоящий артист. Подготовка к выступлению — это преображение, ритуал, в котором он раскрывается и чувствует себя особенным образом. Сцена, зритель, инструмент — и Игорь играет!


Сейчас, когда пройден долгий путь становления Игоря, как артиста, мама понимает, что с особенными детьми по-другому не получится: «Все зависит только от родителей. Мы для детей первые тьюторы и первые учителя».


Мы поговорили с Аленой Ваккер, чтобы рассказать вам удивительную историю родителя, для которого диагноз ребенка стал особенностью реализации заложенного в нем таланта.

— С чего началось увлечение музыкой?

— Я всегда знала, что у Игоря есть слух. Просила пропеть, и он пел, слышал, интонировал. Старший мой сын занимался в музыкальной школе, дома у нас стояло цифровое пианино. Когда я обратилась в департамент, реакция была моментальной. Нас сразу же направили в школу им. Знаменского. Мы попали к замечательному педагогу — Холиде Явдатовне Орловой, которая работает по особенной методике для ребят с инвалидностью. С тех пор она наш ангел-хранитель.

 

(Игорь исполняет на пианино «Прогулку по Парижу» Коровицына)

 

— Как давались первые шаги?

— Приезжая в «Родник», мы просили ключ от актового зала и занимались на пианино. Свою первую «Елочку» отрабатывали именно здесь, в центре. Игорю тогда не было еще и девяти. Маленькими шажочками, «курочкой по зернышку» мы учились играть.

Уже в следующие приезды в «Родник» Игорь разучивал «К Элизе» Бетховена. Когда мы вернулись домой, Холида Явдатовна сказала: «Игорь заиграл». В какой-то момент у него все сложилось. Дети с диагнозом, как у Игоря, не все играют. Идет определенный отсев. Одного желания недостаточно. Должны быть природные данные.

 

(Игорь исполняет на пианино «К Элизе» Бетховена)

 

— Репертуар у Игоря не совсем традиционный. Какие кардинальные отличия в обучении?

— Когда Игорь заиграл, нам стали давать популярные произведения, которые у детей на слуху. Мы не идем по классической программе, не ходим на сольфеджио, так как ребенок не говорящий, посещаем занятия индивидуально в музыкальной студии при школе.

Холида Явдатовна выставляет Игоря на конкурсы. В прошлом году, например, он участвовал в Городском конкурсе общего фортепиано «Весенняя мозаика» среди детей 11-14 лет, где Игорь стал дипломантом.

Игорь уже понимает, что добился результата, ему самому нравится. Для его уверенности это очень много значит. Тем более сейчас, когда он уже выступает, у него есть специальный концертный костюм. Он себя видит и все осознает.

 

(Игорь исполняет на пианино «В пещере горного короля» Грига)

 

— Как реагирует Игорь на игру нормотипичных детей?

— Мы посещаем занятия в школе «Виртуозы». Там Игорь слушает, как играют полноразмерные произведения. Это развивает в нем наслышанность и насмотренность, это в первую очередь культура игры.

 

— Видно, что музыка значит для Игоря очень много, он постоянно что-то напевает. Можно сказать, что это его способ воспринимать мир.

— Позади уже пять лет, как Игорь играет. Сейчас он исполняет уже более серьезные произведения. Ему это очень нравится, несмотря на стеснение. Подготовка к выступлению — это особый ритуал. Игорь уже понимает, если надели бабочку, концертный костюм, сделали прическу — преображается, как артист. И это здорово! Это дорогого стоит, у меня у самой мурашки по коже.

 

— Чтобы все успевать, Игорю нужно быть организованным. Как вырабатывали в нем это качество?

— Игорь приучен работать. Это нам дал «Родник». Когда мы приехали первый раз, мне важно было научить его режиму: встали, пошли, успели ко времени. Каждый родитель выбирает сам, что ему нужно от реабилитации. Мне было важно приучить его организовываться самостоятельно. Ведь кроме музыки Игорь с семи лет занимается параклаймбингом (прим. ред. — скалолазание для людей с ОВЗ, адаптивное скалолазание).

______

Физическое развитие подростка комментирует Николай Иноземцев, старший тренер-преподаватель по АФК: «Первые годы, когда Игорь приезжал в «Родник», он не умел плавать. Благодаря системной работе на реабилитации и дома двигательная активность ребенка значительно увеличилась. Сейчас уже он свободно плавает и ныряет, может проплыть несколько метров под водой. Игорь очень любит прыгать в воду, но мы с ним научились спускаться в бассейн медленно с помощью мамы или инструктора».

______

 

— В музыке очень важно передавать настроение произведения. Как это получается у Игоря?

— Репертуар подобран специально. Это исполнение, в котором преобладает легкость. Такое восприятие у Игоря, не отягощенное эмоциями.

Например, у одноклассника Игоря «Прогулка по Парижу» — грустная, как будто под дождем. А у нас она веселая, вприпрыжку. Это особое видение Игоря — мы гуляем по Парижу в солнечный день. Нет минорной ноты, нет трагизма. У сына мир светлый, веселый, без надрыва.

 

— Думали ли про учебно-тренировочную квартиру?

— Я знакома с их работой. Но, мы идем своим путем. В плане самостоятельности я много с ним сама отрабатываю, учу помогать, готовить. И у него получается! Даже на даче он вместе с нами садит и поливает. Обычно родители готовят детей к самостоятельности, а себя — к одинокой старости. А мы наоборот — готовим себя к старости до конца дней своих с ним. Поэтому воспитываем помощника.

 

 — Сможете ли отпустить, если вдруг случится любовь?

— Это сложная тема. Пути Господни неисповедимы. Может быть, встретится человек, который его полюбит, но ведь он же не самостоятельная личность и никогда ей не будет. Не случится созревания личности настолько, чтоб он смог жить в своей квартире, ходил по магазинам, что-то планировал. Он навсегда останется ребенком. Если и появится человек, то это будет, по сути, тот ж тьютор, сопровождающий его человек.

 

(Игорь подсел к нам и все время разговора напевает песню)

 

— Мы идем своей дорогой, ничего никому не доказывая. На пути нам встречаются великолепнейшие люди. Я думала, что мы обречены на одиночество, когда в три года ему поставили диагноз. В депрессии были года два, это был тупик. А потом оказывается — нет! Такое огромное количество людей, возможностей вокруг. Находишь силы, чтобы заниматься еще чем-то. Появляются пути работы и творческой реализации. Я вот, например, никогда не шила. Начала. На нас с Игорем сейчас мои работы.

____

В следующий приезд в мы попросили Игоря сыграть сольный концерт. Это будет настоящий праздник для зрителя, «Родника» и для мамы…

Источник: АУ СОН ТО "ОРЦ"Родник"

Другие новости