Вводная
Мы познакомились с Савелием и его мамой Ниной Татулян в прошлом году, когда они приезжали в «Родник» на реабилитацию по путевке «Мать и дитя». Внешне это абсолютно адаптированный ребенок, который играет, двигается, коммуницирует как все. О том, что он особенный, догадаться сложно.
Нина оказалась открытым собеседником и продвинутой мамой. При первой встрече мы записали с ней репортаж «День из жизни ребенка на реабилитации» (https://rodnik-72.ru/news/est_korrektsionnyy_sad_est_korrektsionnaya_shkola_no_net_korrektsionnoy_zhizni/?sphrase_id=9866).
В марте 2025-го мы встретились снова. Савелий с братом и мамой приехали в «Родник» по путевке «Будь здоров».
Все это время Нина училась на специалиста по коррекции поведения детей с ОВЗ. Она полностью перестроила свою жизнь под новые обстоятельства. Особенности сына стали для нее отправной точкой не только смены профессиональных интересов, но и мышления в целом. По словам Нины, ребенок с аутизмом видит мир по-другому, и чтобы ему помочь, надо научиться думать как он.
Мы попросили Нину поделиться своей историей, и она, ожидаемо, не отказала. Как изменить привычный сценарий мамы ребенка с инвалидностью и превратить рутину в профессию, читайте в материале https://vk.com/@-45872798-kak-prevratit-zhizn-s-diagnozom-v-professiu
_______________
Савелий родился третьим ребенком в семье. Опыт воспитания у Нины уже был, но не детей с аутизмом.
Она стала изучать. Поглощала книги, проходила курсы в Москве и в Питере, училась прикладному анализу, АВА-терапии, нейропсихологии, в прошлому году получила диплом специалиста по коррекции поведения детей с ОВЗ.
До «Родника» семье удалось побывать на реабилитации в «Ангеле» (Омск), «Шагаем вместе» (Новосибирск) и в других местах, где Нина наблюдала и знакомилась со специалистами.
«До рождения Савелия у меня был один график жизни, в декрете — другой. Я занималась только им. Стало понятно, что выйти на обычную работу, постоянно отпрашиваться на реабилитации, приемы и др., не получится. Равно, как не заниматься им, отдать его чужим людям», — рассказывает Нина.
Она стала погружаться глубже и поняла простую вещь: если приходится столько времени тратить на изучение аутизма, того, как дети видят и слышат этот мир, почему бы не сделать это своей профессией?
Дома Савелий занимается с мамой. Нина освоила нейромассажи, приемы Су-Джок терапии, стала обучаться логомассажу и др. Она для Савелия как личный АВА-терапевт 24/7. Из разных методик Нина собирает занятия индивидуально под сына.
Параллельно Савелий ходит в обычный сад и три раза в неделю занимается на Уральской. Все это в комплексе дало отличный результат. Поведение Савелия мало чем отличается от других детей. Стимы и другие проявления аутизма никуда не делись. Просто мама научила делать это наедине.
А с опытом пришло удовольствие от того, что знаниями можно делиться. Нина рассказывает другим родителям про свой опыт, общается с ребенком и мамой, объясняет ей, почему он так себя ведет, почему сейчас кричит и т.д.
Например, мальчик заканчивает упражнение. Для него очень важен именно завершенный цикл. А мама в это время начинает его собирать, потому что они куда-то там опаздывают. Ребенок кричит. Мама нервничает. Получается конфликт. Тогда Нина объясняет, что нужно подождать. Мальчик заканчивает и спокойно идет одеваться сам.
«Я стала погружаться в глубинные процессы того, как перестраивается семья при рождении ребенка с инвалидностью. Иногда помощь больше нужна маме. Если она через слово плачет, как она сможет помочь ребенку?».
«Сейчас мое профессиональное развитие нравится мне гораздо больше, чем когда я работала в техникуме. Мне стало интереснее. Я уже точно могу сказать, если вы столкнулись с проблемой аутизма — это не значит, что жизнь закончилась. Просто мы идем по другому пути. Вспоминаем как правильно — это не ребенок болен, и мы его лечим, а выбираем другой вектор развития, по аутичному сценарию. Нужно быть гибким, не бояться менять свою жизнь. Кто-то уходит с работы, кто-то меняет круг общения. Прежде чем учить этому ребенка, надо начинать с себя».
Источник: АУ ТО ЦКР "Родник"