Вспомогательные технологии для обучения детей с ОВЗ

Детский церебральный паралич - заболевание центральной нервной системы, характеризующееся ведущим поражением двигательных зон и проводящих путей головного мозга.

Оно проявляется в синдроме речевых, эмоциональных торможений, неспособности сохранять нормальную позу и выполнять активные движения. У ребенка нарушается пространственное представление, психика, зрение и речь.

Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей. Тяжесть двигательных нарушений различна:

  • кто-то из детей не удерживает положение сидя/стоя;
  • кто-то передвигается только в коляске;
  • у кого-то неполноценная походка;
  • многие используют трости и ходунки.

Одной из особенностей, характеризующей ДЦП, является нарушение мелкой моторики рук, тонуса их мышц, наличие насильственных усилий, неточность движений руками и нарушение формирования конечностей.

Поэтому одной из важных задач для родителей и педагогов является развитие мелкой моторики в самом раннем возрасте.

Применение специальных технических средств во многих случаях способны компенсировать имеющиеся у учащихся данной категории двигательные нарушения, а именно:
  • невозможности или ограничении объёма и силы движений (общая и мелкая моторика);
  • трудности контроля и координации произвольных движений;
  • слабость и быструю утомляемость во время движения;
  • недостаточность зрительно-моторной координации рук и ног.

В некоторых случаях использование технических средств позволяет учащимся с двигательными нарушениями принимать активное участие в учебном процессе наравне со сверстниками, у которых нет подобных проблем.
Поскольку вспомогательные технологии позволяют выполнять действия, которые без них были попросту невозможны, у учащихся с двигательными нарушениями обычно не возникает негативного отношения к этим технологиям.

В рамках проекта «Доброшкола» в нашем учреждении у ребят с тяжёлыми формами ДЦП появилась прекрасная возможность использовать
альтернативные устройства для работы на компьютере.

В данном случае мы используем компьютерную мышь, имеющую необычную форму и дизайн. Это роллер фирмы «НОВОТОН», который предназначен для обеспечения связи с компьютером и дублирования действий обычной мыши.

Устройство оснащено тремя кнопками, которые повторяют функционал компьютерной мыши, и роллером, при передвижении которого повторяются движения мыши на столе.

Этот роллер является превосходным средством для обеспечения возможности пользоваться компьютером для людей
c ограниченными возможностями здоровья и для людей с ДЦП.



Источник: МБОУ НШ-ДС №82 города Тюмени