Вспомогательные технологии для обучения детей с ОВЗ
Вспомогательные технологии для обучения детей с ОВЗ
Детский церебральный паралич - заболевание центральной нервной системы, характеризующееся ведущим поражением двигательных зон и проводящих путей головного мозга.
Оно проявляется в синдроме речевых, эмоциональных торможений, неспособности сохранять нормальную позу и выполнять активные движения. У ребенка нарушается пространственное представление, психика, зрение и речь.
Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей. Тяжесть двигательных нарушений различна:
кто-то из детей не удерживает положение сидя/стоя;
кто-то передвигается только в коляске;
у кого-то неполноценная походка;
многие используют трости и ходунки.
Одной из особенностей, характеризующей ДЦП, является нарушение мелкой моторики рук, тонуса их мышц, наличие насильственных усилий, неточность движений руками и нарушение формирования конечностей.
Поэтому одной из важных задач для родителей и педагогов является развитие мелкой моторики в самом раннем возрасте.
Применение специальных технических средств во многих случаях способны компенсировать имеющиеся у учащихся данной категории двигательные нарушения, а именно:
невозможности или ограничении объёма и силы движений (общая и мелкая моторика);
трудности контроля и координации произвольных движений;
слабость и быструю утомляемость во время движения;
недостаточность зрительно-моторной координации рук и ног.
В некоторых случаях использование технических средств позволяет учащимся с двигательными нарушениями принимать активное участие в учебном процессе наравне со сверстниками, у которых нет подобных проблем.
Поскольку вспомогательные технологии позволяют выполнять действия, которые без них были попросту невозможны, у учащихся с двигательными нарушениями обычно не возникает негативного отношения к этим технологиям.
В рамках проекта «Доброшкола» в нашем учреждении у ребят с тяжёлыми формами ДЦП появилась прекрасная возможность использовать
альтернативные устройства для работы на компьютере.
В данном случае мы используем компьютерную мышь, имеющую необычную форму и дизайн. Это роллер фирмы «НОВОТОН», который предназначен для обеспечения связи с компьютером и дублирования действий обычной мыши.
Устройство оснащено тремя кнопками, которые повторяют функционал компьютерной мыши, и роллером, при передвижении которого повторяются движения мыши на столе.
Этот роллер является превосходным средством для обеспечения возможности пользоваться компьютером для людей
c ограниченными возможностями здоровья и для людей с ДЦП.