15.04.2025 прошел мастер-класс на тему: «Использование методов сенсорной интеграции в работе учителя- дефектолога и учителя логопеда».
Педагоги познакомили родителей с методами и элементами своих коррекционных занятий, рассказали как и чем оснащены кабинеты команды педагогов (дефектолога, логопеда, психолога, адаптивной физкультуры), которые работают по общему коррекционному маршруту в индивидуальном порядке с каждым ребенком, с учётом нарушений сенсорной системы ( точные движения, поведения и чувства, основные движения, осязания, речь, вкус, слух, запах, зрительное узнавание, зрение). Были даны ответы на вопросы – как работать с детьми, у которых трудности с письмом, захватом ладошки, ручки, почему при снижении вестибулярной и проприоцептивной чувствительности ребенок быстро утомляется и зачем ему нужны перерывы в учебном процессе, как убрать поведенческие проблемы при правильном выборе формы взаимодействия с ребенком на коррекционном занятии.
Мы живем в большом и разнообразном мире. Важно понимать, как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается.
Сенсорная интеграция – это и есть обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание, формирование знания. Чем правильнее работает сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг , выдает больше адекватных ответов.
Работа над улучшением сенсорной интеграции осуществляется по нескольким направлениям, а именно:
1.В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий.
2.В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.
3. В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде, играх с водой.
4. Использование в занятиях различных утяжелителей, игольчатых мячей, массажных рукавичек, губок и других материалов с различной текстурой.
5. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.
6. На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.
7. Работа по развитию сенсорного восприятия осуществляется, как в процессе уроков, так и на внеурочных занятиях.
Педагоги обсудили с родителями - как работать с ребенком при высокой сенсорной чувствительности - следует проводить занятия в отдельно отведённом уголке, за ширмой. Избегать излишней зрительной стимуляции, яркого света. Не предъявлять ребенку сразу много предметов, задание давать дозированно.
Все эти игры и материалы используются для улучшения зрительного восприятия свойств и качеств предметов, цвета, формы, размера. Развивают зрительно-моторную координацию глаз-рука, глаз-нога. Значительно улучшают пространственные представления, осознание себя в пространстве и окружающем мире.
Нам нужно развивать способность сенсорной отработки для:
- социального взаимодействия
- поведенческих навыков
- развития моторных навыков
- умения концентрироваться
Цель применения методов сенсорной интеграции в работе дефектолога и логопеда – предоставление головному мозгу ребёнка такого количества соответствующих сенсорных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы.
С родителями провели мастер-класс учитель – дефектолог А.С.Торощина и учитель – логопед Е.В.Быкова.
Источник: МБОУ ОШ "Горизонт" города Тюмени